12 сентября Наталья Сорокина отмечает свой юбилей. Она едина во многих лицах: актриса, певица, журналистка, поэтесса, режиссер.
Читателя, естественно, интересует ее возраст. Юбиляр и не скрывает его. Но у художников особые отношения с прожитыми годами. Значительная часть их жизни протекает на сцене. И они на себе ощущают концертный зал как «божественную клетку», изменяющую ход времени. «И только окажусь на сцене — меня вам будет не узнать. Я благодарна Мельпомене, что мне, как прежде, двадцать пять». (Здесь и далее в кавычки взяты цитаты из поэтических сборников Сорокиной). Так что, - двадцать пять лет, читатель. И чуть-чуть (ну самую малость) по-больше месяцев.
Только любовь — покровитель живого». Любить, значит «чувствовать кожей все страданья и боли земли», «примерять противоречии, и никого, простите, не ругать».
«Я мыслю в стихах» Сорокина родилась в Петербурге (тогда еще Ленинграде). Вечный вопрос — случайность это или закономерность? По Сорокиной, в Петербургский «орнамент чугунный оград зашифрованы песни и мысли». Может быть, появление Сорокиной на свет в Петербурге и есть ответ города на его потребности расшифровать свой код, сделать его достоянием петербуржцев? Город дал ей родословную, которой она гордится. «Я — наследница физиков-лириков». Мама — филолог, заядлая театралка. Отец — физик, изобретатель. Оба закончили ЛГУ. Познакомились в хоре. Гены кудесника слова, музыкального слуха — от них. Петербург — это земной уровень. Но есть еще и космический. «Я знаю, что меня ведет звезда. И по-другому быть не может». Но как контактировать со звездами? «Я общаюсь с вселенной посредством стихов». «Я мыслю в стихах».
Стихи для Сорокиной и есть разговор с Богом. «А вдохновенье — это мысль, заброшенная нам от Бога». Три ее поэтических сборника — это не просто авто-стихо-портрет, стихотворный дневник, а своеобразный перевод языка Неба на язык Земли. Тем интереснее попытаться через стихи, «загадочные как сон», уловить послание космоса землянам.
Начинать надо, конечно, с диагностики состояния общества. И Сорокина молит: «Дай мне, Господи, дар и терпение, чтобы трезво осмыслить итог». Увы, человечество подошло к критической черте. «Мы распятые временем дети». Люди «Не отличают Праведника от Иуды, лица Христа от черт христопродавца. Идет подмена истинного ложным. И демократия гниет на парниках». «Красота стала Красною Книгой». «Мучает «Да», что подлее, чем «Нет».
Что делать? Заслон траектории тупикового развития может поставить только совесть. «Ведь совесть — это русский крест». Жить по совести — значит соблюдать нравственные законы. «Не преступайте нравственных законов! Они не самодурство, не каприз. И десять заповедей от Христа — не догма, а для Планеты нашей — шанс на жизнь».
Базисная ипостась совести — любовь. «Только любовь — покровитель живого». Любить, значит «чувствовать кожей все страданья и боли земли», «примерять противоречии, и никого, простите, не ругать». «Я всем прощаю смертные грехи». Любовь рождает милосердную поэзию. Удел поэта — одиночество. «Мы в жизни все, как звезды, одиноки». И только переполненный поклонниками зал дает временное избавление от этого чувства.
МИСС РОМАНС
Песни и романсы — еще один язык общения Сорокиной со зрителем. «Каждого, кто в мой приходит дом, Песнями своими Я встречаю». Песня — это стихи, пропитанные музыкой. Она пытается уловить, постичь тайну сочетания звуков. Почему соединение некоторых из них рождает токи, связывающие зал и сцену? Непостижимо.
Сегодня только вокальные данные и даже интонационно богатый голос перестали быть безоговорочным пропуском на сцену. Артист должен овладеть языком жеста (жест богаче слова), пантомимой (пластикой, мимикой). Артисту надо научиться координировать ритм музыки с движением тела. И не просто двигаться по сцене,
а танцевать. Сорокина освоила благородный стиль петербургского танца. Она поет и танцует так же естественно, как дышит. У нее даже руки поющие. Все это вместе с вспышками актерского озаренья, обезоруживающей улыбкой властно притягивают к ней аудиторию. Зритель попадает в облако ее обаяния.
И здесь начинается самое главное — соработничество Сорокиной с аудиторией с глазу на глаз, а не в мобильном телефоне, превращение спектакля в педагогическое со-бытие. Она идет с песней по жизни, работает на износ не для того, чтобы тешить свое самолюбие, чтобы испытать катарсис от славы собственной узнаваемости. Ей «о живых подумать надо, чтоб в души не вселился бес».
В религии душа — нематериальная субстанция, независимая от тела. В широком смысле — внутренний мир человека. Акцент на «душу» сделан не случайно. Тело человека
рано или поздно дряхлеет, с ним происходят необратимые процессы. А вот развитие, обогащение души продолжается до самого конца. Полноту зрелости душа обретает, когда тело исчерпывает себя. Нет ничего более сложного, чем работа с внутренним миром человека. Людей, которые постигли это искусство, которые управляют «душевным трепетом», можно назвать душеведами. И Сорокина — среди них.
Каждое выступление Сорокиной — акт врачевания аудитории, обращение ее в свою веру. Чтобы сказать что-то нужное людям, надо отыскать чистый источник в самом себе. Фальшивость здесь не проходит. Вокальный ток артистки, очищенный от греха, ее живая позитивная энергия способны потеснить людские слабости и недостатки.
Что в итоге? Чуть-чуть изменившийся после концерта зритель. Если это случается, Сорокина чувствует себя счастливой. Во имя этого живет.
«Я не прощаюсь, нет…» У Сорокиной много государственных наград. Она имеет орден, медали, грамоты. Ее трижды удостаивали звания «Мисс Романс». Но люди-то идут в концертный зал не на награды. Мало ли у кого какие отличия. Имя артиста — это и есть его подлинное звание. Люди идут на имя. Сорокина — и этим все сказано. «Не коронованная властью королева».
«Знаю, будет еще озаренье. Что подарит и душу спасет». Ждем новых озарений, Наталья Олеговна.
Владимир Триодин,
профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, почетный председатель СанктПетербургского отделения Российского творческого союза работников культуры